Технология на основе пропитанных лент (Resin Rich) применяется в электромашиностроении достаточно давно. Системы изоляции на предварительно пропитанных лентах ЛТСС-3, -3М, -3МУ (слюдотерм) и ЛСК-110 СТ (ВЭС) хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. В 80-х годах была разработана термореактивная изоляция следующего поколения – монотерм на слюдобумажной ленте ЛСЭН-526 Т. В дальнейшем лента была усовершенствована (ЛСЭН-526 Ту) путем модификации эпоксиноволачного связующего, повышения слюдяного барьера за счет использования бумаги новой структуры.

 Начиная с 2000 года на предприятиях электромашиностроения для изоляции турбо-, гидрогенераторов и высоковольтных электродвигателей применяются пропитанные ленты нового поколения с улучшенными тепловыми, физико-механическими и диэлектрическими свойствами – Элмикатерм 52409, 55409. Ленты выполнены на основе слюдопластовой бумаги и эпоксиноволачного (или модифицированного эпоксиноволачного) связующего с латентным отвердителем. Новая система изоляции элмикатерм по сравнению с ранее применяемой изоляцией слюдотерм имеет ряд преимуществ:

  • сокращение цикла термообработки изоляции до 6-9 ч;
  • высокая степень адгезии эпоксиноволачного связующего к меди и соответствующая механическая прочность готовой изоляции;
  • повышение содержания слюды в ленте до значения, равного 40%, улучшение пропитываемости бумаги благодаря использованию слюдопластовой бумаги;
  • длительно допустимая рабочая температура изоляции на ленте Элмикатерм составляет 155˚С.

Описание Resin Rich- технологии.

При изготовлении изоляции на основе пропитанных лент основное связующее (36-40 %) вводится на стадии изготовления слюдобумажной ленты. В предварительно пропитанной ленте связующее находится в стадии начала гелеобразования. Способ изготовления изоляции состоит из формования горячим прессованием, в процессе которого связующее переходит в отвержденное состояние. Изолировка производится машинным способом на изолировочных станках. Основной элемент станка - намоточная изолировочная головка - располагается на каретке, которая передвигается по копиру, имеющему форму изолируемого стержня.

Схема изолировочной головки

 На рисунке показана схема изолировочной головки, ее разрезная шестерня 1 несет на себе два роликодержателя 2, предназначенных для слюдинитовых лент, и два нагревательных ролика 3. Лента, проходя через ролик 3, нагревается (температура поверхности ролика около 80°С), связующее размягчается, лента становится эластичнее, благодаря чему обеспечивается плотное наложение на стержень. Вращающаяся намоточная головка с помощью каретки двигается по шаблону вдоль стержня, а лента сматывается с роликов, вращающихся вокруг стержня, ложится на него с заданным нахлестом. Намоточная головка проходит по прямолинейной и лобовой частям стержня 4. После намотки нужного числа слоев изоляционной ленты накладывается слой стеклоленты для механической защиты и антиадгезионный слой фторпластовой пленки, которая облегчает отделение отвержденного стержня от поверхностей пресс-формы.

Процесс термопрессования изоляции осуществляется механическим либо гидростатическим прессованием. Режимы прессования зависят от типа связующего и кинетики его отверждения. Но независимо от типа связующего, его содержания процесс термопрессования включает следующие стадии:

-        предварительный разогрев изоляции для размягчения связующего и удаления летучих продуктов;

-        отверждение связующего (запечка) при повышенной температуре;

-        охлаждение изоляции.

Длительность и температура стадии предварительного разогрева выбирается таким образом, чтобы к концу этой стадии обеспечить нужную текучесть связующего, необходимую для опрессовки изоляции. Поэтому выбор температурно-временного режима на этой стадии должен быть основан на данных температурной зависимости вязкости связующего.

После изготовления изоляции проверяются размеры сечения готового стержня, на поверхность изоляции наносятся полупроводящие покрытия. Контроль монолитности и степени полимеризации изоляции осуществляется измерением тангенса угла диэлектрических потерь tgd и интенсивности частичных разрядов. Проводятся испытания изоляции высоким напряжением.

Наиболее перспективным вариантом является процесс опрессовки и отверждения под давлением в битумном автоклаве изоляции элмикатерм с использованием опрессовочных планок специальной формы, формирующих размеры сечения обмотки стержня в пазовых и лобовых частях. Данный способ Resin Rich- технологии значительно уменьшает затраты труда и применение вспомогательных материалов, также для изоляции снижается вероятность повреждения слюдяного барьера, сводится к минимуму количество внутренних газовых полостей.

Другим способом изготовления изоляции электрических машин является вакуум-нагнетательная пропитка